Цветовая схема:
C C C C
Шрифт
Arial Times New Roman
Размер шрифта
A A A
Кернинг
1 2 3
Изображения:
  • г. Саратов, ул. Университетская, 59
  • +7 (8452) 26-40-32
  • shusaratov@yandex.ru

Жизнь училища

Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ»

Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ» Выставочный проект «ДЕНЬ ПОБЕДЫ СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ»

6 мая 2021 05:05

Количество просмотров: 1573

Поволжское отделение Российской академии художеств, Региональное отделение Творческого Союза художников России по Саратовской области  и Саратовское художественное училище имени А.П.Боголюбова при поддержке министерства культуры Саратовской области, Саратовского областного Дома работников искусств к годовщине Победы в Великой Отечественной войне (1941-1945) подготовили художественный проект «День Победы со слезами на глазах».
Издан альбом-каталог «День Победы со слезами на глазах» (2020).
В издательский проект вошли произведения саратовских и московских художников — живописцев, графиков, фотохудожников, приглашенных художников из Казани, Ульяновска, Тольятти, Пензы. Экспозиция в Боголюбовском училище представляет более широкий круг авторов - выставка дополнена работами преподавателей, студентов и выпускников Саратовского художественного училища имени А.П. Боголюбова.
Руководитель Творческих мастерских Поволжского отделения Российской академии художеств и ТСХР – Константин Худяков.
Куратор Творческих мастерских ПОРАХ и ТСХР — Светлана Кузнецова.
Куратор проекта -  Александр Москвитин.
Дизайн, верстка – Михаил Гаврюшов.
Кураторы проекта от СХУ -  Снежана Арефьева, Александр Козинцев.
Саратов имеет свою военную историю, свою летопись трагических событий. Летом и осенью 1941 года из Саратовской области было призвано более 300 тысяч человек. Структура промышленности области была полностью подчинена интересам фронта, прежде всего, Сталинградского. Гражданские предприятия перешли на выпуск военной продукции: стрелкового оружия, снарядов, бомб, мин, танковых корпусов, приборов и электрооборудования для военной техники, походных кухонь, самолетных бензобаков, армейского обмундирования и снаряжения. Авиационный завод поставлял фронту истребители ЯК-1 и ЯК-3. Крупнейшим поставщиком горючего для армии был крекинг-завод. Важнейшее значение имел выпуск танковых и автомобильных подшипников на ГПЗ-3. Значение саратовского хлеба многократно возросло в условиях оккупации западных территорий страны. В годы войны Саратовская область стала крупной госпитальной базой.  В саратовских госпиталях восстановили свое здоровье около 300 тысяч советских воинов.
Свой вклад в приближение Победы внесли и саратовские художники. Уже в начале июля 1941 года в Саратове стали выходить «Агитокна», которые вывешивались в центральных витринах города. В коллектив под руководством Л.С.Рабиновича входили ведущие художники: Н.Архангельский, Б.Бобров, А.Чечнев, Ф.Заборовский, Б.Миловидов. Тексты и стихи писали местные поэты. За годы войны  издали более
170 «Агитокон». Сейчас эти плакаты можно увидеть в Саратовском областном музее краеведения.
Более 600 тысяч саратовцев были мобилизованы в ряды Красной Армии. Половина из них не вернулись с полей сражений. Такая страшная статистика. Наши земляки сражались на всех фронтах Великой Отечественной войны, были и среди освободителей стран Европы от фашистских захватчиков, дошли до Берлина. Вечная память героям, воинам - освободителям!

Задача, которую ставили перед собой организаторы выставочного проекта «День Победы со слезами на глазах» (1945-2020) - раскрыть тему Войны через художественные образы разных поколений живописцев, графиков, фотохудожников.   Отразить не только саратовскую летопись военных событий, но показать Войну в более широком ракурсе.
Среди наших авторов есть ветеран, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза Георгий Федорович Платонов. Гвардии капитан, командир эскадрона 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, снимал трофейной камерой «Leika». Закончил войну в Германии. Живет в Хвалынске, почетный гражданин Саратовской области. Две его фотографии 1945 года предоставила его семья.
В юбилейном году возникла идея показать работы «детей войны». Насколько они помнят и готовы говорить о войне? Их детство пришлось на годы войны, юность — на послевоенный период. Они разделили со своими родителями всю тяжесть этого сложного времени. К категории «дети войны» мы относим старшее поколение художников —  Виктора Сафронова, Анатолия и Виктора Учаевых, Константина Худякова, Юрия Набатова. Мы попросили авторов не только дать работы, но и поделиться воспоминаниями о своем детстве.
Саратовский художник, академик РАХ Анатолий Учаев (1939 г.р.) родился на Дальнем Востоке. Уже после войны семья Учаевых вернулась в родные края, село Сухой Карабулак Саратовской области, откуда родители родом. Анатолию Васильевичу, сыну потомственного крестьянина, наиболее близка оказалась тема «Земля и люди». Первые большие картины, написанные после окончания Репинской академии, связаны с послевоенным детством. Эта тема не отпускала и позднее.
Руководитель Поволжского отделения РАХ Константин Худяков — «дитя Победы», родился в январе 1945 года в селе Царевщина Саратовской области. Его знаменитый живописный триптих «Вишня сорок пятого» (1985) был впервые показан   на выставке «20 московских художников» на Малой Грузинской, 28.  В начале 1990-х картина была вывезена в США.  И только в 2016 году триптих возвращен в Россию усилиями московского коллекционера Александра Сплошнова, сейчас находится в его личной коллекции. Мистический сюжет картины наполнен глубокого смысла: Бог принимает в свои объятия жертву Войны. Символические изображения душ погибших, возносящихся к Богу, показаны в виде окровавленной вишни.  Стол, накрытый скатертью, с растекшимися кровавыми проталинами — карта фронтовых сражений.  В левой части триптиха на фоне голубого неба - стакан с водкой и черным хлебом, символ поминовения погибших. В правой части триптиха – граненый стакан с орденом «Победа», высшей воинской наградой СССР. В среде военных сложилась традиция "обмывать" боевые награды и звания. Автор, написавший работу в свой сорокалетний юбилей, в честь 40-летия Победы, поместил в картину и себя самого. Практически сложился автопортрет.
Наибольшее количество работ к военной выставке предложил Юрий Набатов, мастер репортажной и художественной фотографии, 34 года проработавший специальным корреспондентом в Телеграфном агентстве Советского Союза (ТАСС) по Саратовской и Пензенской областям. Дитя войны, родился в 1942 году в Саратове. Войну не помнит, был слишком мал, но его отношение к событиям и людям войны — особенно пронзительное.  В проект вошла лишь небольшая часть из его фотоархива: «Друзья-товарищи», «Однополчане», «Журавлиный клин», «Материнская боль», «Стоят в России обелиски», «На их детстве войны отметина», «Не вернулся из боя».
В нашем проекте фотография занимает достойное место среди авторских высказываний о войне. Это работы Александра Москвитина, Михаила Глыжева, Сергея Кармеева, Геннадия Савкина, Николая Титова, Алексея Борисова, Алексея Трубецкова, Вадима Федотова.

У каждого поколения свое представление о войне. Как ее видит поколение, родившееся в конце 1950-х, в 1960-80-е годы? Как правило, война им известна по художественным произведениям, кинофильмам, театральным спектаклям, хронике военных лет, по воспоминаниям близких друзей, семейным преданиям и легендам. Но в любом случае формируется личное отношение к войне.
В выставочном проекте представлен ряд новых произведений, созданных специально к юбилею Победы. Это живописные работы Владимира Ракчеева, Галии Кушкумбаевой, Виктора Учаев, Ирины Мельниковой, графика Антона Батишева, Александра Ласикова, серия работ Александра Дроздина, выполненных в авторской технике, инсталляции Андрея Голубцова, триптих Михаила Гаврюшова «Топография войны».
Большой интерес представляют работы из методического фонда Саратовского художественного училища имени А.П.Боголюбова. Этот фонд формировался в течение нескольких десятилетий. В экспозиции представлены живописные и графические работы, выполненные профессиональными художниками и студентами училища в разные годы: с 1941 года по настоящее время. Наибольшую ценность представляет агитационный плакат «Отстоим Москву!», выполненный выпускниками Саратовского художественно-промышленного техникума. Авторы плаката - Николай Жуков и Виктор Климашин. Плакат был создан в октябре 1941-го и стал настоящим оружием искусства - в годы войны имел огромную мобилизующую силу. В фонд Боголюбовского училища плакат передала Арина Жукова, дочь академика, народного художника СССР Н.Н.Жукова.
Под руководством наставников студенты Боголюбовского училища в течение многих лет, в соответствии с учебной программой, воспроизводили хронику войны — от трагического лета 1941, когда советские войска повсеместно отступали, до победного мая 1945 года. И эти работы можно назвать документом эпохи.
Более поздние работы 1960-1970-х годов повествуют о том, как восстанавливалась страна, как менялся облик деревень и городов, как эхо войны отозвалось на послевоенных поколениях. Любопытно познакомиться с дипломной работой молодого Анатолия Учаева, ныне академика РАХ и народного художника России. В 1965 году темой своего диплома он выбрал сюжет о ветеране войны.  
В коллекцию методического фонда входят и работы маститых художников-педагогов.  Это графика Александра Саликова: его герой – солдат, без вести пропавший.  Страшная тема войны, о которо долгие годынельзя было ни говорить, ни писать. Две работы заслуженного художника России Руслана Лавриненко посвящены коллегам –портреты художника Г. Лозового, участника Курской битвы, и ветерана И.В. Попова.
Теме войны посвящены работы преподавателей: Александра Козинцева, Марины Гамаюновой («Хранители мирного неба»), Елены Параниной («Блокада»). Будет представлена серия дипломных работ нынешних выпускников училища.
Каждая работа по-своему интересна и значима. Тема войны неисчерпаема.  Каждое поколение художников находит неповторимые образы, способы и инструменты художественного раскрытия этой необъятной темы.